Лапти — наше ‘ВСЁ’

Оценить статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Лапти - наше

Ты не смотри на лапти с высока,
Прервав с досадой умную беседу.
Такие лапти многие века
Носили наши бабушки и деды.

Ла?пти (ед. ч. — ла?поть) — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки .Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.

Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век). Описывая победу киевского князя Владимира Красного Солнышка, летописец цитирует одного из воевод:, который, глядя на пленников, одетых в сапоги, якобы сказал: «Эти не захотят быть нашими данниками; пойдём, князь, поищем лучше лапотников». Лапти были распространены также у белорусов, карелов, финнов, мордвы, чувашей, татар, украинцев.

Сходный вид обуви применяли североамериканские индейцы и даже австралийские аборигены.

Биркебейнеры, участники гражданских войн в Норвегии во 2-й половине 12 — начале 13 вв., главным образом обедневшие крестьяне-бонды, часто носили обувь из берёсты, откуда их прозвище (биркебейнеры — буквально «берёзовоногие», «лапотники»).

Для изготовления одного лаптя требуется семь лык длиной по два метра каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть, для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после суммарной потери коры, пригодной для плетения, дерево не выживало и стояло с голым «ободранным» стволом. Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку» в значении «отобрать все имеющиеся у кого-л или у чего-л полезные ресурсы и создать тем самым угрозу жизни и существованию кого-л или чего-л».

Лапти плелись не во всех областях России, но употреблялись в большем количестве областей, чем изготавливались. То есть, они были товаром или предметом меновой торговли. Как правило, не плелись лапти в деревнях, где население большей частью занималось не земледелием, а ремёслами, например, гончарным или кузнечным ремеслом. Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Можно сказать, что примерные размеры, вроде современных S, M, L, XL, XXL и XXXL употреблялись русским крестьянством уже в древние времена. Кроме колодки ещё был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвёртки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание, но, самое главное, искривлённым в вертикальной плоскости и имеющим форму части круга с диаметром 1,5 — 2 дюйма. Назначение этого инструмента — приподнимать одну из петель уже сплетённой части лаптя для того, чтобы просунуть в неё свободный конец лыка.

Лапоть начинают плести с пятки. Для начала используется только пять лык. Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним и так по всей своей длине. Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами, то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости.

Пятку начинают плести, перегнув лыки пополам через «говенник» — ссучёное в шнур лыко. Говенник должен представлять собой связанный в виде круга лыковый шнурок, образующий край проёма будущего лаптя, в который просовывается нога. После того как пятка будет сплетена и «утянута» по колодке, то тогда с обеих сторон (также, будучи перегнутыми посередине, сначала одной, а потом и другой половинами) вплетаются последние два лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и «голова» лаптя. Когда длины подошвы хватает для того, чтобы загнуть её наверх и закрыть пальцы стопы до подъёма (образовать «голову» лаптя), то подошва огибается через говенник (теперь уже с передней стороны лаптя), а оставшиеся концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний, слой лаптя. Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетённые петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад. Дойдя до краёв подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и с левой сторон, также огибаются через говенник притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Став «двуслойным», лапоть приобретает большую прочность. После того как внешний слой лаптя износится до такой степени, что носить лапоть становится неудобно, лапоть можно на некоторое время починить. Это в крестьянской среде называлось «подковырнуть». Значит вместо изношенных лык внешнего слоя, при помощи кочедыка, всунуть обрезки новых лык. Но считалось, что к такой операции «подковырки» прибегали только бедняки, не имевшие возможности приобрести даже новые лапти. В классической русской литературе это нашло отражение, например, у Н. А. Некрасова в стихотворении «Калистрат»:

Лапти в XIX веке плели из лыка, с помощью железного крючка, называемого кадачем, и деревянной колодки. Иногда, как, например, в Полесье, Л. состояли только из одной подошвы, в большинстве же случаев им придавали форму башмака, и тогда оплетали лыком верх передней части колодки и приделывали задники. Свободные концы лык загибали снова внутрь и закрепляли, отчего края отверстия получали ровность и не натирали ноги. По краям отверстия приделывали из тех же лык ушки, чтобы при помощи просунутых в эти ушки ремней стягиванием последних можно было бы сузить отверстие и тем самым прикрепить лапоть к ноге. Лучшим материалом для лаптей считалось липовое лыко, сдираемое с молодых, не толще 1? вершков, липок и отличающееся крепостью. В северных губерниях за неимением липы лыко драли с березы; такое лыко малопрочно, и лапти из него носятся не более недели. Лозовое лыко употреблялось только в Полесье. Длина липового лыка большей частью 3 аршина; на пару лаптей идет 32 лыка, а одна липка дает 3-4 лыка, так что на пару лаптей нужно 3-4 деревца. Так как большинство жителей северной и восточной России носило лапти, то и потребление березового и липового лыка и связанное с ним истребление молодого леса было очень велико. Точного учета производства лаптей не было; значительная часть этой обуви делалась непосредственно потребителями, большей частью старейшими членами семейств, к другой работе уже малоспособными. Иногда, впрочем, производство лаптей получало значительную концентрацию; так в конце XIX века, в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии, этим делом занималось до 300 человек, причем каждый в зиму заготовлял до 400 пар лаптей. В селе Семеновском, близ Кинешмы, производили на 100 тыс. руб. лаптей., расходящихся по всей России. Из села Мыть Шуйского уезда (Владимирской губернии) отправлялось в Москву 500 тыс. пар лаптей.

http://fotki.yandex.ru/users/kadjo/view/745768/?page=2

Мастер-класс плетения лаптей и другой плетёной обуви:

     

                      Плетения лаптя-четверика       Школа лаптеплетения                      

           

Тапки сшитые из плетёных косиц                       mini лапти                            Плетёные тапки из косиц

Похожие статьи


Оставить комментарий

  • МЕНЮ

  • Похожие записи

  • Популярное

  • НОВОСТИ

    Шарабан

    Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие в Первом  Экологическом фестивалев , который состоится в г. Нижнем Новгороде 5 июня на ...

    Церковные православные праздники на 2013 год. Подробное описание

    Церковный календарь 2013 года – это один из важных предметов для многих россиян. Все мы объединены верой, праздниками и испытаниями, ...

    Участие Клуба ‘Самородок’ в православной выставки-ярмарки «Широкая масленица»

     Уже не первый раз Клуб Самородок участвует в православных форумах на Нижегородской ярмарке, но впервые на весенней международной православной выставке-ярмарки ...

    Фестиваль Золотая хохлома

    Городской округ Семеновский Нижегородской области приглашает всех,   кто интересуется традициями русской культуры, ценит народное искусство, побывать на гостеприимной Семёновской ...

    Фестиваль искусства «Хрустальный ключ»

    Всероссийский фестиваль фольклорных коллективов «Хрустальный ключ», в рамках которого пройдут Всероссийский конкурс фольклорных коллективов и гала-концерт самодеятельных творческих коллективов, город мастеров состоится ...

    Символ 2011 года

    Символ 2011 года мягкий и пушистый кролик. Но как бы Вы к нему ни готовились, обязательно не хватит этого сувенира ...

    rss
    Карта