Применение пояса в Древней Руси и в наше время

Оценить статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Применение пояса в Древней Руси и в наше времяОт пояса веет древними временами, когда каждое дело сопровождалось таинственными обрядами и заклинаниями сил природы. Обращаясь к этим силам, люди ищут у них помощи и покровительства.

Во время свадьбы невесты раздаривают в предсвадебные дни до ста поясов, и потому некоторые девушки с девяти лет начинали готовить приданое.

По рассказам староверов из д. Заборы Вологодской области, священник не разрешал христианам венчаться в подпоясанном сарафане. Однако исподку (под сарафаном) невесты всё равно подпоясывали.

В Смоленской области существовал обряд входа в новый дом: хозяин входил первым, а за пояс втягивал в дом всех членов семьи.

Пояс употреблялся в заговорах от болезни. Больной лихорадкой шёл в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье". После чего перевязывал осину своим поясом.

Пояс имеет место в народных гаданиях, обрядах, и во многих заговорах и как оберег. Люди верили, что можно даже навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия. Так, в Вологодской области девушки на поясе гадали о своем суженом: к поясу на ночь привязывали замок, запирали его, и ключ клали под голову со словами: "Суженый-ряженый, отомкни меня".

В Смоленской и Калужской области под Новый год хозяйки связывали попарно бытовые и хозяйственные предметы по примете: в наступающем году все в доме будет удваиваться, прибавляться.

Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом. Если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется.

Вера в глубокое значение пояса имела несомненное место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах.

В Тамбовской и Псковской область во второй половине 19 века сохранился обычай с поясом: во время сватовства на полу перед невестой клали красный пояс в виде круга, и если невеста была согласна на брак, она прыгала с лавки в середину круга.

В селах Сумской области, когда молодых клали на постель в первую брачную ночь, дружка связывал им ноги поясом — "чтобы дружно жили", а в русских селах Харьковской области — полотенцем.

Пояс служил и родительским благословением, и передавался по наследству из поколения в поколение.
На Украине при проводах умершего из хаты родственники нередко завязывали поясом ворота, "чтобы больше покойников не было".
Вместе с тем снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе и так далее. Поэтому пояс снимали при добывании "цветка папоротника" в ночь на Купалу, при поисках клада, во время исполнения обрядов против эпидемий и падежа скота; этот же прием используют северорусские девушки для гаданий о суженом: перед сном кладут пояс под подушку, приговаривая: "Пояс, мой пояс, покажи жениха и поезд".

Особенный, вытканный за один день из остатков льна пояс, по поверью Минской области, позволяет подпоясавшемуся увидеть на Радуницу мертвых.

С помощью пояса устанавливается связь между "своим" и "чужим" пространством, старым и новым домом. Так, у белорусов при переходе в новый дом хозяин притягивает всех членов семьи внутрь избы за нитку или пояс.

Молодая, входя в дом мужа после венчания, бросает свой пояс на печь.

Пояс издревле являлся хранителем "калиты", то есть кошелька. На поясе и за поясом хранили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись нож, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, потому со временем такой карман был назван "лакомка".

По книге «Природа славян»

Похожие статьи


Оставить комментарий

  • МЕНЮ

  • Похожие записи

  • Популярное

  • НОВОСТИ

    Шарабан

    Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие в Первом  Экологическом фестивалев , который состоится в г. Нижнем Новгороде 5 июня на ...

    Церковные православные праздники на 2013 год. Подробное описание

    Церковный календарь 2013 года – это один из важных предметов для многих россиян. Все мы объединены верой, праздниками и испытаниями, ...

    Участие Клуба ‘Самородок’ в православной выставки-ярмарки «Широкая масленица»

     Уже не первый раз Клуб Самородок участвует в православных форумах на Нижегородской ярмарке, но впервые на весенней международной православной выставке-ярмарки ...

    Фестиваль Золотая хохлома

    Городской округ Семеновский Нижегородской области приглашает всех,   кто интересуется традициями русской культуры, ценит народное искусство, побывать на гостеприимной Семёновской ...

    Фестиваль искусства «Хрустальный ключ»

    Всероссийский фестиваль фольклорных коллективов «Хрустальный ключ», в рамках которого пройдут Всероссийский конкурс фольклорных коллективов и гала-концерт самодеятельных творческих коллективов, город мастеров состоится ...

    Символ 2011 года

    Символ 2011 года мягкий и пушистый кролик. Но как бы Вы к нему ни готовились, обязательно не хватит этого сувенира ...

    rss
    Карта